Без 3G мобильный контент вымрет
Темпы роста VAS-рынка (рынка мобильных неголосовых сервисов) замедляются. Все опрошенные CNews эксперты оценивают их в 35-50%, отмечая, что еще пару лет назад они составляли 250-500% в год. Бывший источник роста – кастомизационный контент (рингтоны, картинки) – резко сдает свои позиции. Например, доля услуг кастомизации в структуре доходов компании контент-провайдера INFON составила 39% в 2007 г. и 31% в I квартале 2008 г.
Тенденция снижения роста наметилась в связи с насыщением рынка простым развлекательным контентом, уверены рыночные игроки. Пользователи научились скачивать мелодии и картинки для мобильных телефонов из интернета бесплатно. Увеличение числа телефонов, позволяющих просматривать видеоролики, скачивать из сети полноразмерные музыкальные композиции и просматривать потоковое видео, привело к тому, что вслед за сотовыми операторами ставку на развитие сетей «третьего поколения» делают контент-провайдеры.
Так, Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free, полагает, что появление 3G может сильно стимулировать спрос на контент. Однако пока серьезным барьером для продвижения VAS-услуг нового образца, является высокая стоимость трафика. В качестве примера коммерческий директор «Авант мобайл» Роман Романенко приводит ситуацию, сложившуюся с загрузкой «тяжелого контента» на мобильный телефон. На сегодняшний день стоимость одного MP3-трека составляет от $5 до $15, в цену входит отправка платного SMS ($1-5) и оплата GPRS-соединения. По его словам, потоковое видео также не является пока конкурентоспособным сервисом, в России телеканалы можно смотреть практически бесплатно, и мобильные пользователи не будут платить за это деньги.
Контентщики считают, что введение новых сервисов на базе 3G потребует серьезных изменений от сотовых операторов, касающихся тарификационных моделей. Кирилл Петров уверен, что обязательным для сотовиков будет внедрение условно безлимитных тарифов (flat rate), когда абоненту за разумные деньги (не более 500 руб. в месяц) предлагается не менее 1 Гб трафика, который он сможет использовать по своему усмотрению.
В таких условиях сотовые операторы начинают менять политику в отношении VAS-провайдеров. Кирилл Петров отмечает, что сегодня сотовики понимают малоэффективность ставки на собственного агрегатора, и делают шаги по расширению сотрудничества с контент-провайдерами. «Например, Мегафон рассматривает возможность введения новых договоров CPA (cost per actions, плата за действие) с прогрессивной шкалой разделения доходов», - отметил он. Одним из шагов, как ожидают участники рынка, станет скупка контент-провайдеров с целью выхода на VAS-рынок сотовыми операторами.
Если сотовики начнут делиться интернет-трафиком с контент-провайдерами, то рынок мобильного контента может вырасти на 80-100 млн. долларов, - уверены представители компании «ГДМ-Групп». Более того, весь VAS-рынок будет поделен между сотовыми операторами и компаниями-агрегаторами, а независимых контент-провайдеров со временем останется крайне мало. По прогнозам участников рынка, в течение трех лет могут остаться не более 20-25 компаний из 130. Аналитик Денис Кусков считает, что из ведущих 10 игроков рынка выживут только 3-4 провайдера.
Последние комментарии о Без 3G мобильный контент вымрет